Материал подготовлен Н.А. Алексашенко (Федюневой)
В жизни каждого выпускника Исовского геологоразведочного техникума, вышедшего из его стен, он занимает заметное место. В его стенах из молодых людей, пришедших в основном со школьной скамьи, коллектив преподавателей готовил специалистов, причем выпускники приискового техникума до сих пор считаются на горнодобывающих предприятиях и в геологических экспедициях одними из самых подготовленных и знающих специалистов.


В материале, изложенном ниже, рассказывается о первом, официальном директоре Исовского горного, а затем - геологоразведочного техникума Федюневе Анатолии Григорьевиче, его роли в создании сплоченного и увлеченного своим делом коллектива педагогов, материальной базы и учебно-воспитательного процесса обучаемых. Этому делу он отдавал себя полностью и оно было смыслом всей его жизни.
Из книги воспоминаний А.Г. Федюнева
Техникум в 1930-е годы
По инициативе работников Исовского прииска, горячо поддержанной местными общественными организациями и трестом, здесь было решено открыть вечерний техникум. Была проведена запись желающих учиться во всех цехах и скомплектовали одну группу. Свои первые занятия она начала 23 марта 1932г. так что эта дата стала считаться днем открытия вечернего техникума. Однако к концу учебного года больше половины учащихся вечерников прекратили посещать занятия, так как большинство из них с началом добычных работ на драгах и гидравликах стали работать по сменам и на отдаленных участках. Часть лиц отсеялись по неуспеваемости. К сентябрю 1932г. группу учащихся вечернего техникума пополнили до 35 человек. Но и дальше в новом учебном году отсев учащихся по разным причинам продолжался. К середине зимы 1932-33 года там осталось только 17-18 человек.
Приказом управляющего районным прииском меня по совместительству с основной работой назначили заведующим техникумом и дали соответствующий наказ по укреплению работы техникума. Пришлось браться и за это дело. Познакомился я с каждым учащимся, с преподавателями. Последние были также привлечены по совместительству из школы. Да и занятия этой группы проходило тоже в средней школе. Для ла выделена одна маленькая комнатка, где складировалась небольшая библиотечка с учебниками и необходимые учебные принадлежности. Для занятий была выделена одна классная комната. Однако был назначен (тоже по совместительству) завуч. В ту пору им был инженер Коновалов. Основным преподавателем был П.Г. Максимов. Оставшиеся учащиеся на меня произвели неплохое впечатление. Все они, по-видимому, твердо решили учиться.
Руководство прииска и Объединение Севцветметзолото, затем преобразованное в трест Уралзолото, всерьез решили создать на Ису горный техникум. С этой целью изыскали средства и начали строительство специального 3-х этажного кирпичного здания в поселке Ис. Много содействовал строительству учебного здания и вообще развитию техникума директор Исовских приисков Арефий Иванович Кабаков. Это был замечательный человек, коммунист и заботливый руководитель.
В апреле 1933 года, совсем неожиданно меня по основной производственной работе продвинули на более высокую ступень. Приказом управляющего я был назначен заведующим Центральными механическими мастерскими, а в августе 1934 г. сначала приказом треста, а затем приказом по Главному управлению учебными заведениями Наркомтяжпрома в Москве меня назначили штатным директором Исовского горного техникума. В ту пору техникум стал уже дневным (с осени 1933), и в нем занимались несколько учебных групп (две группы – I-го и одна II-го курса (всего 76 человек, в т.ч. 21 девушки). С момента моего освобождения от работы заведующего вечерним техникумом там сменилось еще два заведующих. Обязанности завуча выполнял штатный преподаватель Максимов П.Г. К осени 1934 года мне как раз пришлось заканчивать новый набор учащихся на 1-й курс в количестве 90 человек. К тому же надо добавить, что в связи с закрытием Кочкарского техникума (поселок в Пластовском р-не, Челябинская обл.), нам на Ис передали 30 человек его учащихся для продолжения учебы. Предложено было мне лично туда выехать. Теперь уже нам не хватало помещения одного каркасного здания на Ису. Нужно было переходить во вновь построенное трехэтажное кирпичное здание, а оно только еще заканчивалось. Приходилось всячески торопить закончить хотя бы внутреннюю отделку здания – подготовить классные комнаты. Мне очень много пришлось хлопотать с заказами на изготовление учебных столов, скамеек и прочей мебели. Их делали в столярной мастерской Исовского прииска.
В это бурное организационное время (осень 1934г), когда мы для техникума получили солидную материальную базу (трехэтажное здание учебного корпуса), увеличили контингент учащихся и преподавателей, мне пришлось встретиться снова с одним замечательным человеком, с которым мы потом искренне подружились. Это был Борис Константинович Долгушин. Они вместе женой оформились работать преподавателями в Исовской горный техникум. Он взялся читать курс физики, а она – русского языка и литературы. Он и она были культурными высококвалифицированными и любящими свое дело преподавателями и главное, хорошими правильными людьми. К сожалению, Долгушин после нескольких лет работы в техникуме преждевременно умер от рака горла, а она после этого вскоре уехала к дочери в Сибирь. Позднее, бывало, я часто заходил в физкабинет техникума и подолгу там задерживался, вспоминая Б.К.Долгушина. При его работе в техникуме я заказал специальные остекленные шкафы, а Б.К. Долгушин разместил в них различные физические приборы. В 1935 году я для этого кабинета привез много оборудования из г. Читы, где закрылся техникум. Почти весь целиком кабинет и многое другое я привез тогда из Читинского техникума. Вместе с Б.К. Долгушиным мы радовались этому, он многие приборы отремонтировал и богато иллюстрировал свои занятия наглядными опытами. В общем, он был хорошим преподавателем, хорошим человеком, оставившим о себе добрую память.
Его жена, Лидия Анатольевна, была тоже очень опытной в преподавании русского языка и литературы. В те годы многие учащиеся поступали в техникум с низкой грамотностью. Сколько усилий, самоотверженного труда вложили Долгушины, чтобы поднять их общеобразовательный и культурный уровень. Я сам часто посещал ее занятия, они мне нравились. Мы с ней договорились, чтобы она, заметив у меня в письмах или разговорах какие-либо ошибки или неправильности в произношении, непременно и без стеснения меня поправляла. Она это делала, и я благодарен ей. Однажды, присутствуя на одном из уроков литературы, я был очень удивлен следующим. На уроке разбирали поэму Пушкина «Цыгане». Она вела опрос учащихся, и вдруг одна из девушек, отвечая на заданный вопрос, запела один из куплетов. Это было так неожиданно, необычно, что мне резко врезалось в память. Да и только ли мне. Правильнее сказать, что и всем остальным присутствующим. Творчески работала с учащимися эта маленькая, седенькая уже учительница. Уроки ее были всегда интересны.
Много хлопот и трудностей мне пришлось испытать с приглашением преподавателей специальных дисциплин – горного дела, механики, электротехники и других. Через объявления в газете и письменные обращения мне удалось принять несколько инженеров для чтения специальных дисциплин (горного дела, минералогии, механики). Часть преподавателей была подобрана из числа ИТР Исовского прииска, и работали они в техникуме по совместительству. С прибытием новых штатных преподавателей остро стал ощущаться квартирный вопрос. Квартир не хватало и в прииске. Я временно был вынужден часть преподавателей разместить в здании общежития для учащихся. Я поднял вопрос перед трестом Уралзолото и далее перед Главзолото о выделении средств на постройку дома для преподавателей и неустанно настаивал на этом. Однако положительных результатов добиться не удавалось еще долго.
На 1 января 1936 г число учащихся техникума осталось 219 человек. Часть учащихся призвали в военные училища, часть выбыла. Я вновь окунулся в водоворот суетной жизни учебного заведения с бесконечным потоком разных забот и неотложных дел. Дни пролетали быстро. Мне нравилось работать с молодёжью. Да и отрадно было видеть, как росли, мужали и развивались с каждым годом ещё недавно робко пришедшие сюда пареньки и девушки. А сколько у них энергии и инициативы, радости и задора. Надо только умело руководить и направлять всё это в нужное русло. Только общими усилиями всего педколлектива и общественных организаций можно добиться успеха. Надо отдать должное работе преподавателей, а также учащимся активистам из профкома союза и комсомольской ячейки. Действовали они активно. Были созданы многие кружки спортивной и художественной самодеятельности. Особенно быстро и хорошо развернулся у нас струнный кружок под руководством учащегося Садовщикова, а затем преподавателя Горохова. Концерты этого кружка не раз давались и для населения прииска. Активно работали также физкультурные и оборонные кружки.
В конце 1936 года, в декабре месяце, состоялся первый выпуск горных техников из Исовского техникума в количестве 15 человек, в том числе 3 девушек. Староста этой первой группы, замечательный парень, активист Лабутин Алексей, к сожалению, не успел закончить техникум вместе с ними. Он закончил теоретический курс обучения полностью, но дипломной работы не сделал, потому что по призыву комсомольской организации, по спецнабору был направлен на учёбу в военно-воздушную школу.

Выпускники Исовского горного техникума 1936 года с директором А.Г. Федюневым. Снимок сделан в ноябре 1934 г. Н. Карачевым. / Фото представлено Н.А. Алексашенко.
Шел уже 1938 год
Работа в техникуме меня радовала тем, что он с каждым годом расширялся и укреплялся. Значительно выросло число учащихся и преподавателей. Работали все дружно с подъемом. Наши выпускники, молодые техники, направлялись после окончания учебы во многие отдаленные районы нашей страны. От работающих уже мы получали приятные вести. Запомнился мне очень еще один выпускной вечер. Молодых техников горняков почти всех по путевкам центра направили на Дальний Восток, преимущественно на Колыму и даже и ещё севернее, на Чукотку. Собрались ребята на прощальный товарищеский ужин, приглашены туда были и их любимые преподаватели, друзья. Как тепло и хорошо прошёл этот вечер! Ребята так задушевно пели прощальные песни, обменивались пожеланиями, временами немного грустили о разлуке, но, а в общем были бодры и энергичны. А как замечательно они пели старинные сибирские песни «По диким степям Забайкалья» и другие. Такой хороший вечер, таких бодрых, целеустремленных ребят не только я, но и все присутствующие будут помнить и помнить.

Группа студентов выпускников «Россыпники» Исовского горного техникума 1938 г./ Фото из архива А.Г. Федюнева.
Техникум всё больше и больше укреплялся, и увеличивались приемы новых учащихся и выпуски техников, теперь уже разных специальностей-горняков, маркшейдеров, обогатителей. Коллектив преподавателей работал сплоченно. Среди них были замечательные люди, любившие свое дело. Такие, как Долгушина Лидия Анатольевна, Долгушин Борис Константинович, Товаров Юрий Алексеевич, Калинин Сергей Дмитриевич др.
Исовской техникум в 1946-1953гг.
Наконец вопрос о моём переходе на другую работу в вышестоящих органах решился. На Ис пришла телеграмма, а затем и сам приказ Народного комиссариата цветной металлургии СССР №85. Москва 4 марта 1946г. : «Назначить Федюнева Анатолия Григорьевича директором Исовского горного техникума Главного управления учебных заведений наркомата цветмета. Заместитель народного Комиссара цветной металлургии СССР И. Архипов»


Наконец вопрос о моём переходе на другую работу в вышестоящих органах решился. На Ис пришла телеграмма, а затем и сам приказ Народного комиссариата цветной металлургии СССР №85. Москва 4 марта 1946г. : «Назначить Федюнева Анатолия Григорьевича директором Исовского горного техникума Главного управления учебных заведений наркомата цветмета. Заместитель народного Комиссара цветной металлургии СССР И. Архипов»

Уже 5 марта начальник ГУУЗа (Главного управления учебных заведений) написал подробный приказа №34/11, в котором даны конкретные указания новому директору Федюнёву по улучшению всей учебно-воспитательной и хозяйственной работы в техникуме. Приказ большой, с указанием жестких сроков его выполнения.
Вот как обстояли дела в техникуме на момент моего назначения, согласно данным из передаточного акта. Всего групп учащихся 15, в них 363 человек, в том числе,:
1 курс - 3 (геологи, россыпники, горные электромеханики);
2 курс - 3 (геологи, россыпники);
3 курс - 4 (россыпники, маркшейдеры, электромеханики, обогатители);
4 курс - 5 (геологи, россыпники, обогатители, маркшейдеры, электромеханики).
На геологов обучалось 67 человек, на горных техников, россыпников -112, на горных электромехаников -90, на маркшейдеров -35, на обогатителей- 38.
Два здания в то время были заняты Исовским прииском под зону интернированных и одно здание занимал суд и прокуратура. Учебное здание техникума в значительной мере поражено грибком. Один котел парового отопления не работает ввиду неисправности. 4 здания общежитий – каркасные, требуют ремонта и засыпки стен. Нужен ремонт 40% печей. Часть ценного учебного имущества, как-то, маркшейдерские инструменты, аналитические весы и т.п. с 1941 года находится в пользовании таких организаций, как Уралзолотопроект, Исовской и Косьинский прииски. Транспортные средства: две автомашины ЗИС-5 и ЗИС-21 (газогенераторные машины 3-й категории годности) и три лошади.
Я взялся за работу. Прежде всего, я начал со знакомства и изучения кадров. Основной состав преподавателей и сотрудников был мне знаком, и они приняли моё назначение в техникум положительно. Многие мне помогали в устранении имевших место недостатков (Долгушины, Калинин и другие). Большие трудности приходилось испытывать с хозяйственным обслуживанием помещений учебного корпуса и общежитий, снабжением водой и дровами. Дров я принял в наличии 82 кубометра, это немного, мизерное количество, почти ничего. Да, и дрова сырые. Рубили их в значительной мере сами учащиеся. Каждому учащемуся (юноше) давалось задание нарубить в лесу по 5 кубометров дров. Была отведена для этого техникуму специальная лесосека. У меня пока не было иного выхода, и пришлось до весны продолжать такой вид заготовки дров учащимися.
Я с большим желанием старался, как можно скорее устранить недостатки в работе техникума, которых было так много указано в приказах Министерства. Однако, я лично не сваливал всю вину за создавшееся в техникуме положение на своего предшественника, бывшего директора техникума Александра Васильевича Щекотова. Я знал этого инженера давно. Он старался и потратил много своих сил, чтобы сделать техникум лучше, но ведь и время было тяжелое, а забот разных и трудностей множество. Щёкотов стал работать преподавателем техникума. Никакого давления или неуважения я к нему не проявлял, относился и общался ровно, как и с другими преподавателями. С вновь назначенным бухгалтером Плюсниным И. М., зав учебной частью Трофимуком (вернувшимся из армии), с коллективом старых и вновь принятых преподавателей нам удалось добиться заметных сдвигов к лучшему во всей работе техникума.
В приказе по главному управлению учебных заведений Министерства Цветной металлургии №3438 от 20.03 1947 г. было отмечено, «…что после смены руководства техникума проделана значительная работа. Созданы заново кабинеты маркшейдерии, горный, обогащения; дооборудованы и пополнены экспонатами кабинеты минералогии, чертежный и военный. Налажены изготовление и ремонт моделей и наглядных пособий, улучшены работы химической лаборатории и физического кабинета.
Улучшена работа предметных комиссий и классных руководителей. Налажена работа кружков самодеятельности. Педсовет собирался регулярно в установленные планом сроки. В результате проделанной работы успеваемость учащихся в зимнюю экзаменационную сессию составила 91, 30% против 63% в ту же сессию прошлого года. Руководство техникума в лице т. Федюнева сумело значительно укрепить педагогический коллектив опытными и работоспособными специалистами. Значительная работа проведена по повышению квалификации мастеров – практиков, за отчетный год обучено 262 человека».
В числе недостатков были перечислены большой отсев учащихся из техникума, (73 человека или 13% контингента), недовыполнение учебного плана по физике, русскому языку, черчению, технология металлов, геодезии и другим предметам, слабая дисциплина среди учащихся, низкая посещаемость уроков, слабо организовано повышение деловой и политической квалификации руководящего и преподавательского состава, невыполнение плана осеннего приема в техникум на первый курс (принято 145 человек вместо 150 по плану), не довыполнен план выпуска (вместо 104 выпущено 103 техника).
Положение в техникуме заметно улучшилось, укрепилась во многих отношениях. Это нас радовало, ободрало весь наш коллектив сотрудников и преподавателей. Целеустремлённо работая над устранением имевшихся ещё недостатков, все мы старались на своих участках работать и учить людей лучше. Трудно было подобрать недостающих преподавателей по спецдисциплинам. Но тут я уже кое-что предпринял. Вернулся с фронта бывший наш выпускник Розов Владимир Иванович. Война не дала ему закончить горный институт, и он теперь снова стал учиться там, вскоре должен закончить. Я списался с ним, затем встретился и предложил пойти к нам в техникум преподавателем. Он в принципе не возражал, но, во-первых, ему еще предстояло закончить и защитить дипломный проект а , во-вторых, этот вопрос можно разрешить только с согласия комиссии по распределению оканчивающих Горный институт. Я возбудил соответствующее ходатайство. Семья В.И. Розова (мать и ее сестра) жила на Ису. Уезжать они куда-либо c Иса не хотели. Я постарался им кое-чем помочь в тяжелых случаях. В конечном счёте я достиг своей цели - инженер Владимир Иванович Розов стал нашим преподавателем.
Поездка в Москву на совещание в 1947г. была довольно результативной. Кроме инструктажа со стороны руководящих работников ГУУЗа и Министерства, мы имели возможность многое рассмотреть в Москве, многое заполучить из оборудования, познакомиться со своими коллегами из других техникумов и получить значительное пополнение материальной базы своих техникумов. Нам, например, было дано разрешение поехать в г. Днепропетровск и там на базах трофейного, вывезенного из Германии различного машинного и горного оборудования, отобрать всё необходимого для техникумов. Горный инженер, преподаватель Гордеев выбрал: кругло шлифовальный станок, компрессор ротационный, дробилку (Блэка), штамповочный станок и ещё некоторые приборы.
В 1948 году в жизни и работе техникума произошло весьма важное изменение. Решением правительственных органов вся золотоплатиновая горнодобывающая промышленность страны была передана из Министерства цветной металлургии в Министерство внутренних дел. Сюда же были переданы все техникумы, расположенные в местах добычи золота и платины. У нас оказался новый хозяин – «Главспецмет» МВД СССР. Вскоре последовало новое указание - увеличить подготовку в техникуме специалистов, геологов и геофизиков, в первую очередь. Техникум переименовали из горного в геологоразведочный. Подготовку по остальным специальностям сокращали. Все эти изменения подчинённости другому министерству, изменение профиля подготовки специалистов, увеличение набора учащихся и многое другое потребовало от коллектива работников техникума значительно возросших усилий и напряжения в работе. Количество учащихся техникума на 15 сентября 1948 и 1 января1949 составило 424 человека, в том числе, вновь принятых на первый курс в1948 году пять групп -152 человека.
Ещё 20 марта 1948 года был издан указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении горных званий и введении специальной формы для руководящих и инженерно-технических работников в горной промышленности. Форма вводилось и для учащихся горных специальностей ВУЗов и техникумов. Проведение в жизнь всего этого было не так-то просто. Руководящих работников нужно было аттестовать на предложенные должности и присвоить горные звания. Для учащихся надо было организовать пошив форменной одежды на местах. Всё это доставило мне немало забот и хлопот. Пришлось организовать при техникуме свою небольшую пошивочную мастерскую, которая и выполняла пошив форменной одежды для учащихся.
Уже стало известно, что в 1949- 50 году надо будет принять на первый курс техникума 150 человек и на третий курс, так называемых «ускоренников» (с10 классным образованием), 2 группы - 60 человек. А всего принять к осени 1949 года надо семь групп - 210 человек новых учащихся. Выпустить же 68 человек техников. С новым набором учащихся мы успешно справились. Благодаря разосланным объявлениям и письмам в окружающие районы нашей и соседних областей, а также через учащихся мы широко информировали о приеме в техникум. В результате, нам прислали 611 заявок для приема на первый курс техникума и 80 заявлений от окончивших среднюю школу, поступающих на 3 курс. Всего 691 одна заявка. Нами было допущено 598 человек, держала испытание 513 и выдержала 299 человек. Задачу нового набора мы решили.
В дополнение к вышеуказанному приказу нам устанавливали ежегодно проводить переподготовку инженерно-технических работников – практиков, занимающих инженерно-технические должности, в количестве 75 человек. Обучение обязывали нас проводить в 3 потока 1-й - с 20 сентября по 20 декабря, 2-й – с 1 января по 31 марта и 3-й поток – с 10 апреля 10 июля каждого года. Руководство работой этих постоянно действующих курсов было возложено на меня, как директора техникума. Обязали меня составить дополнительную смету по расходам на вышеуказанные курсы. План работы этих курсов был утвержден Главком с 1949 по 1952 год включительно.

В июне 1950 года нас, директоров техникумов, Министерство вызвало в Москву на совещание и соответствующий инструктаж по работе. Там мы высказали свои нужды. В результате последовал специальный приказ начальника Спецглавуправления МВД об укреплении материально-технической базы техникумов, в котором Исовскому техникуму было выделено 250000 руб. на приобретение оборудования, автотранспорта, строительство и переоборудование зданий. Управляющему Уралзолото было приказано произвести необходимый ремонт учебных зданий и общежитий техникума, а также изготовить недостающую мебель, увеличить площадь общежитий для учащихся техникума с учетом нового приема 270 человек, использовав для целей одно каркасно-засыпное здание, занимаемое в настоящее время Исовским прииском, произвести необходимое переоборудование зданий, освобождаемых ремесленном училищем №46 для проведения в них учебных занятий.
Приказом Главка обязывали Золототехснаб выделить Исовскому техникуму грузовую машину ГАЗ -51, а Золотопродснаб - открыть при Исовском техникуме столовую, обеспечить трехразовое питание учащихся по ценам, устанавливаемым для студенческих столовых; полностью обеспечить техникум к началу учебного года кроватями и постельными принадлежностями. Однако, эти приказы не выполнялись. Об этом я подробно информировал Главк об угрожающем положении, которое может создаться в связи с невыполнением приказа я неоднократно обращался и сообщал в трест Уралзолото и местные организации: райком партии и райисполком. Однако, улучшения не было. В то же время Главк нас обязал принять в этом году в техникум 270 человек новых учащихся. Секретарь Исовского РК ВКП(б) т. Бутков, которого я информировал подробно в связи с создавшемся положением, 5 июля 1950 года написала в Главк письмо, в котором просил о частичном снижении в этом году набора новых учащихся, об оказании техникуму соответствующей помощи, о внеочередном пополнении в срок до 1 сентября 1950г. соответствующих общежитий необходимой мебелью, постельными принадлежностями и инвентарем в соответствии с заявками техникума. В письме подчеркивалось, что увеличению контингента учащихся безусловно должен соответствовать рост материальной базой этого учебного заведения. Однако, это письмо не возымело какого-либо значительного результата. Всё осталось по-прежнему. Набор 270 человек остался без изменений, с меня требовали его выполнения. С ремонтными работами и прочее подготовкой к новому учебному году ни трест, ни прииск не спешили. Основная тяжесть работ по подготовке легла на работников техникума, и так как всё осталось по-прежнему.
Мы развернули своим аппаратом техникума большую срочную работу по рассылке объявлений и писем по Свердловской и смежным областям страны, писали в школы, в газеты, давали поручения своим учащимся, разъезжающим на лето на каникулы или на производственную практику. Переписку и пропаганду по приему развернули очень большую, и это обеспечило нам успех. Количество поданных в техникум заявлений о приеме на первый курс достигло 1350 человек на 210 мест на первый курс, на третий курс 150 заявлений на 60 мест. Допущено было нами до испытаний 1200 человек. Держали испытания 1100, a выдержали 320 человек. Так что мы полностью выполнили план приема новых учащихся и количественно, и качественно.
Наплыв желающих поступить в техникум в 1951, и в 1952 гг. был большой, экзамены были конкурсные. Всё было обеспечено по части отбора сильных. Но тут мы столкнулись с трагедией. Многих, сдавших успешно экзамены, мы уже не могли принять. А они настойчиво просили, о них ходатайствовали родители, директора школ, руководители организаций и прочие лица. О не принятых и просивших принять их хотя бы без стипендии, кандидатами было много писем от организаций, руководителей, работников военкоматов (много было детей погибших фронтовиков).
Я в каждую группу сверх положенного числа 30 человек принял еще по несколько человек (из числа выдержавших экзамены, но не прошедших по конкурсу) «кандидатами» в учащиеся без назначения им стипендии. Затем, в случае выбытия из техникума кого-либо из учащихся, кандидата, показавшего за испытательный срок успевающим, зачислял в основной состав группы. Большинство таких кандидатов показали себя в учебе и поведении положительно. Я пытался решить этот вопрос свышестоящим начальством, но они оценили мои действия резко отрицательно.
Я старался всегда и всюду перед местными и вышестоящими общественными и административными организациями добиваться того, чтобы укрепить материальную базу нашего техникума, улучшить быт и культурное обслуживание наших учащихся и всячески развивать их полезную культурную самодеятельность. Я стал настаивать перед Главком о передаче техникуму некоторых зданий в посёлке Артельном, писал обстоятельные письма, поднял общественное мнение всего коллектива учащихся и преподавателей в поддержку этого дела. В результате добился прибытия из Москвы на Ис представителя Главспеццветмета МВД, с которым выезжали вместе на посёлок Артельный, осмотрели пустующие помещения и в конце концов я получил разрешение на передачу таковых техникуму для переправки на Ис. Мы перевезли с Артельного на Ис несколько домов под квартиры преподавателей, под мастерскую (плотничью и швейную), и построили для техникума свой деревянный клуб, где затем установили киноустановку и стали проводить занятия кружков художественной самодеятельности учащейся молодёжи. Весь коллектив техникума поддерживал и помогал нам в этом.Все это было большим достижением для техникума.
Остро стоял вопрос о строительстве нового общежития. По плану, утверждённому Министерством внутренних дел, это строительство было намечено на 1952-1953-й годы. Проектирование и утверждение проекта затянулось, но и даже после того, как проект в министерстве был окончательно утверждён, дело не двигалось. Начался новый 1953 г., новые заботы, отчёты, планы - дел уйма. В первых числах февраля всех директоров и зав учебной частью техникумов, входящих в состав Главспецветмета МВД, вызвали на совещание в Москву в Министерство внутренних дел. Там заслушали наши доклады об учебной, воспитательной и хозяйственной деятельности.
Не ограничиваясь своим выступлением на основном, пленарном, заседании, я принимал активное участие в обсуждении ряда вопросов в более узком кругу работников Министерства в секциях. Когда там стали обсуждать, например, вопрос об укреплении материальной базы техникумов, о вопросах снабжения техникумов оборудованием, капитальном строительстве, я не стал распыляться на многое, а настоятельно выдвинул два вопроса:
1. О строительстве на Ису типового общежития для учащихся.
2. Выделить нашему техникуму для хозяйственного обслуживания (подвозки топлива и других материалов) более мощную автомашину ЗИС – 150.
У нас был ЗИС-5 и ЗИС- 50, но они уже поизносились и нас не устраивали. Директора других техникумов тоже обращались с рядом просьб. Мою просьбу учли и удовлетворили. Министр внутренних дел – С.Н. Круглов утвердил это в общем плане Министерства. Автомашину ЗИС-150 мы вскоре и получили.
Со строительством же нового типового общежития для учащихся было сложнее. Пришлось проявлять настойчивость. Хорошо, что были разработаны два типовых проекта студенческих общежитий. Один из них представлял угловой трёхэтажный корпус, а второй типовой проект был не угловой, но зато четырёхэтажный. Я выбрал и настоял на четырёхэтажном здании, который можно было поставить ближе к учебному корпусу.Получили технические чертежи на него и добились распоряжения, чтобы строительство здания возложили на Исовской прииск, на отдел капитального строительства. Главспецветмет и трест Уралзолото под всяческими предлогами откладывали начало работы, ссылаясь на то, что нет финансирования, то какой-то документации и так далее. Тогда я решился сделать следующий шаг - написать и послать соответствующую телеграмму прямо Министру внутренних дел тов. Круглову. Подписать же телеграмму попросил секретаря Исовского райкома партии. Телеграмму оплачиваю и отправляю я, а подпись секретаря райкома. Мне такую телеграмму министру подписывать неудобно, может ещё обидеться и нагоняй дать. С другой стороны, я думал, что, получив такую телеграмму, министр поймёт, что райком партии знает всё и заинтересован в необходимости скорейшего начала стройки.
Дело сдвинулось с мёртвой точки, и стройка началась. Начали рыть котлован под фундамент и другие работы. Я был доволен. Общежитие, четырёхэтажное, благоустроенное, у техникума будет. И его построили! Правда, когда заканчивали, я уже в техникуме не работал. Но всегда, когда я прохожу мимо этого здания, оно у меня радует, воскрешает в памяти, за что и как когда-то боролся для молодёжи на Ису.
Итак, строительство нового четырёхэтажного благоустроенного общежития на 200 человек началось. Общая площадь здания 1131 м². Общая стоимость работ 2442 тысяч руб., в том числе план на 1953-й год - 601 тысяч рублей, на 1954-й - 170 тысяч рублей. Итого 2301 тысяч рублей. Следовательно, на 1955-й останется 141 тысяча руб.
А по техникуму основной учебной, воспитательной и хозяйственной работы у меня скопилось много. Надо готовиться к очередному выпуску техников, к новому набору учащихся. 240 человек. Куда их размещать? Ремонт общежитий и многие другие срочные дела и заботы волновали меня здорово. Мы развернули работу по новому набору в наш техникум летом 53-го года. Мы получили большой наплыв заявлений о приеме. На первый курс осенью 1953 г. на 180 мест было подано 2659 заявлений; на третий курс на 60 мест - 746 заявлений. Допущено к испытаниям 1559 человек, выдержали экзамены 1070 на первый курс и 377 на третий. Отбор был жёсткий.
Несмотря на все трудности, некоторые неудачи и недостатки, материальная и учебная базы техникума росли, значительно увеличивался контингент учащихся и выпуск техников. Весной 1954 г. подготавливался самый большой за всю историю техникума выпуск - около 400 техников разных специальностей, точнее, 392 человек. Подготовка к выпуску шла нормально, но трудностей у коллектива работников техникума было немало.
Произошли некоторые изменения (реорганизация) и в административных органах. Так, например, высшее руководство золото - платиновой промышленности вошло вМинистерство металлургической промышленности. 30 января 1954г. последовал приказ о моем освобождении с должности директора Исовского геолого-разведочного техникума и переводе на руководящую инженерно-техническую должность в Исовском прииске.