Ольга КАРЯКИНА, г. Лесной
фото В. Струганова
«Секретный» подряд Геннадия Мосина
Один из десяти закрытых атомных городов России – Лесной – несколько десятилетий являлся большой тайной даже для самих его жителей. Секретный Атомный проект порождал секретные предприятия и целые города. Государство не жалело денег на создание таких объектов, и известные ограничения, что испытывали жители этих городов, компенсировались хорошим снабжением различными товарами, бурным развитием здесь учреждений культуры, спорта, образования, неплохим медицинским обслуживанием.
В более выгодном положении оказались те ЗАТО (закрытые административно-территориальные образования), которые находились рядом с областными центрами. Лесной расположен довольно далеко от Екатеринбурга, и эта удалённость, я бы даже сказала – изолированность, наличие всего одного градообразующего предприятия на фоне закрытости создавали особенную внутреннюю атмосферу жизни в городе со многими плюсами и минусами. Но важное для страны предприятие работает, и город, уже во многом открытый, известный и понятный, живёт и отмечает один за другим юбилеи своих учреждений и организаций.
Отметил свой полувековой юбилей и Центр детского творчества (бывший Дворец пионеров и школьников). В конце 50-х годов для него построили трёхэтажное здание, соответствующее тому времени и достойное названия «Дворец». И хотя выполнено оно в стиле сталинского классицизма с характерным фронтоном, колоннами, высоким крыльцом, при этом всегда было и остаётся уютным и доступным. И несколько поколений лесничан разделили своё детство с этим добрым дворцом.
Как у каждого почтенного по возрасту заведения, у Центра детского творчества тоже имеются свои легенды и загадки. Вот одна из них. Есть там комната, все стены которой расписаны почти от пола до потолка. Зайдите, и предстанут пред вашими глазами герои сказов Бажова – камнерез Данила, Огневушка-Поскакушка, Медной горы Хозяйка, ящерка. Полюбуешься, поразглядываешь, и возникнет вопрос: кто же создал эти «картины»? Ответ несколько неожиданен, если учесть специфику города. Ещё в 1958 году комнату украсил известный художник Геннадий Сидорович Мосин, что подтверждается автографом автора тут же, на стене. В ЦДТ этот небольшой зал называют «комнатой сказок», и на протяжении пяти десятилетий бережно и с уважением относятся к работе мастера.
Сегодня Г. Мосина (1930-1982), уральского художника, знают далеко за пределами родного края. В 1991 году в Екатеринбурге была учреждена одна из самых престижных наград в области профессионального искусства – премия имени Г.С. Мосина. (Среди её лауреатов такие выдающиеся художники как В. Волович, М. Брусиловский, А. Калашников). А тогда, в 1958 году, молодой Геннадий Мосин только что окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина в Ленинграде. Биографы Геннадия Сидоровича, подчёркивая его любовь и преданность Уралу, рассказывают, что и дипломная работа, написанная в 1957 году, выполнена им на сюжет сказа П.П. Бажова «Каменный цветок». Она попала в музей, а автор получил приглашение в аспирантуру. Но Геннадий Мосин вернулся на Урал, где очень скоро занял ведущее положение среди свердловских художников.
Значит, вскоре после окончания престижного вуза, Мосин делает роспись для только что построенного Дворца пионеров в закрытом маленьком городке, который именовался в то время Свердловск-45. Тема работы – любимые бажовские сказы. Если присмотреться к старой чёрно-белой фотографии, где Мосин изображён с друзьями на фоне своей дипломной работы, то можно заметить, что камнерез Данила на ней изображен в той же характерной позе, что и на стене в ЦДТ. Роспись выполнена масляными красками не на штукатурке, а на холсте, который хорошо натянут и рейками прибит к стене по периметру комнаты. Видимо, поэтому работа хорошо сохранилась, и даже не подумаешь, что ей уже полвека. Мало кто из посетителей обращает внимание на ткань, принимая эту роспись за настенную. Отсюда, скорее всего, и сложилось мнение, что Геннадий Мосин работал в нашем городе.
Тем не менее, директор ЦДТ И.А. Власова поведала, что семья Геннадия Мосина, по словам его сына Алексея, известного историка, не знала об этом холсте. Вот и возникают вопросы. Почему художник не рассказывал родным о своей поездке? Может быть, дал подписку о неразглашении? Или он и не был здесь, в закрытом городе, а выполнял работу в своей свердловской мастерской, сверяясь с чертежом комнаты? А кто и почему принял решение обратиться с таким заказом именно к Мосину? Пока никто из лесничан не откликнулся на просьбу что-либо вспомнить и рассказать об этой по-своему удивительной истории.
В городском архиве сохранилось решение исполкома городского совета депутатов трудящихся от 24 декабря 1957 года «О рассмотрении договора на производство работ по оформлению Дворца пионеров». Этим документом исполком утвердил договор, заключённый тов. Авдюковым А.И. (первый председатель исполкома) с Производственно-художественными мастерскими Свердловского отделения Художественного фонда СССР, и для финансирования работ по договору выделил средства в сумме 319755 руб.
Роспись размером около 40 кв. м была сделана к открытию Дворца пионеров и школьников в 1958 году.
На протяжении десятилетий росли мастерство художника и слава. Параллельно возрастала и ценность этого стареющего холста. Хочется узнать подробности истории сотрудничества города-заказчика и выдающегося мастера. Но главное, пожалуй, – сохранить работу Г.С. Мосина для следующих поколений лесничан.
2009