Воспоминания, мемуары ветеранов - Краеведческий сайт "Урал. Краеведение"

Герб Свердловской области
Урал. Краеведение
Исторические документы, фотографии, статьи, очерки, факты, книги. Библиотека. Истории жизни людей
Перейти к контенту
Оформление для сайта - тень png
Воспоминания ветеранов

Вспоминает Тимофеева (Асекина) Светлана - инженер службы АиМ: «Когда мы приехали по распределению института в Лялинское ЛПУМГ, нас направили на стажировку в Нижнетуринское ЛПУМГ, где мы учились и работали около двух месяцев.  Затем, почти перед самым пуском цеха №1 «Уренгой—Петровск» перед Новым 1983 годом нас «забросили» в Лялинское ЛПУМГ. Именно «забросили», так как жить нас определили в вахтовый жилой комплекс ВЖК рядом с компрессорной станцией в 24 километрах от ближайшего населенного пункта—п.Ис.  Жилое здание где мы расположились уже состояло из комнат, но  в коридоре не было потолка перед крышей. Корпус достраивался прямо с живущими в нём людьми. В будничные дни мы жили тут, на компрессорной станции, а в выходные дни уезжали на «большую землю» в посёлок Ис или город Нижнюю Туру. Ходили в баню, магазины, кино, в гости. Конечно, днём мы были на работе и часто задерживались так как работы было много. Но жили дружно и весело, трудностей не боялись».


Вспоминает Аверина Елена. Я устроилась на работу в марте 1985 года по специальности оператор магистральных газопроводов. Сейчас я работаю оператором ДС. В восмидесятые годы отдельной диспетчерской службы не было и операторы магистральных газопроводов относились к газокомпрессорной службе. Руководителем был сменный инженер, которые находились на всех цехах. Оператор каждые два часа ходил на технологическое оборудование цеха и снимал параметры по давлению. Кроме того, снимали показания со стоек КИПиА, затем заполняли журнал с огромным количеством параметров и передавали каждые два часа эти параметры по телефону на газокомпрессорную в Нижнюю Туру. Из нижней Туры передавали по селектору в Краснотурьинское УМГ (Управление магистральных газопроводов). Одно время даже работала система по передачи данных параметров по перфокарте. Аварийные остановки турбоагрегатов случались довольно часто по срравнению с современными реалиями. Это происходило из-за низкой надежности техники и слабой автоматизации технологических процессов. Многие из нас жили на ВЖК (вахтовый жилой комплекс) рядом с КС. На все общежитие было два холодильника. Основное меню состовляла жаренная картошка, и суп или макароны с тушенкой. Жили все дружно. В выходные устраивали отдых на природе с шашлыками. Иногда уезжали в город. Вспоминаю добрыми словами своих коллег, с которыми я работала в 1984-86гг.: Хальфутдинову Людмилу, Мунтян Тамару, Новоселову Наталью, Малышеву Елену.

Вспоминает Мурзинов Алексей.
Лялинская КС в начале восьмидесятых годов прошлого века было большой стройкой. Народу понаехало со всего Советского Союза и даже других стран. Удивительно было видеть на КС темнокожих немцев, французов, которые помогали монтировать и эксплуатировать иностранное оборудование.
Начало моей работы на КС Лялинская и формирование как инженера специалиста пришлось на сентябрь-декабрь 1984 года. Приехали мы одновременно: Мурзинов Алексей, Янышев Радик, Хакимов Самат - в конце августа 1984 года. В это же время познакомились ещё с одним молодым специалистам из Тюмени Елисеевым Сергеем.
Поселили нас административном здании КС, по сути, на рабочем месте напротив кабинета начальника ЛПУ, так как вахтовый жилой комплекс, рядом с КС еще достраивался. Потом, через несколько недель переселили нас в вахту номер 23 в поселке Ис на «Финский комплекс» (блочно - модульный импортный поселок), так вчетвером и жили первые полгода на площади в 9 квадратных метров.
Начальником ЛПУ тогда был Чуйков Василий Иванович. Оперативные совещания (планёрки) проходили каждый день и часто, Василий Иванович любил «махать шашкой», т.е строго спрашивал и даже переходил на высокий тона. Руководитель он был жесткий и требовательный, так как ещё необходимо было и достраивать компрессорную станцию (вводились в эксплуатацию новые цеха), и одновременно уже эксплуатировать отстроенные КС цеха, нужно было давать газ Родине. Поэтому, иногда, Василия Ивановича, за его «крутой» нрав звали иногда в кулуарах - Чапай.
Определили нас троих на стажировку в третий цех, дали наставника Самойлова, он из брянщины был. Стажировка длилось всего 2 недели, а потом нас перевели на пусконаладочные работы в пятый цех и, как говорится: «понеслось!». Первые полгода, практически с работы мы не уходили, и я смог выбраться в ближайший посёлок Ис только в октябре и всего на пару часов.
Очень запомнился один из самых сложных периодов работы - ноябрь1984 года. Зима пришла очень рано снега навалило и к зиме уже были морозы за минус 40 градусов Цельсия. Никто не ожидал такого резкого похолодания, да и на Урале не так часто были такие холода. Тем более станция еще строилась и не всё было сделано в плане обогрева оборудования. Тогда, в то время компрессорная станция просто остановилось - замёрзло всё оборудование. «Прославились» мы в то время по всему Газпрому и только ленивый нас не ругал. Вначале остановился первый и второй цех, затем 5 цех, последним держался третий цех. Валерий Муравьёв, инженер по ремонту 1 и 2 цеха бегал запачканный весь в масле, пальцы рук отморозил, даже кожа слезла, борода как флаг развивалась. Он пытался со специалистами запустить замерзшее оборудование и цеха. А запустить и цеха было сразу невозможно, так как даже в диспетчерской на первом цехе батареи чугунные порвало от холода.
Приехало очень много начальства из разных инстанций, конечно, звонили отовсюду, даже из Москвы - все требовали срочного запуска оборудования и цехов. Тогда остряки даже придумали крылатое выражение: «Хуже места не найдёшь, дальше Ляли не пошлёшь». (Ляля – по названию населенного пункта Старая Ляля, где рядом расположена КС и от этого название КС Лялинская). Целых две недели согревали цеха и оборудование, применяли аэродромные подогреватели УМП и, даже, где это возможно, паяльные лампы и калориферы. Постепенно запускали оборудование и цеха. Самое удивительное - никто не роптал, не паниковал. Все понимали тяжесть ситуации. Но молодые специалисты и все работники достойно справились с этой ситуацией. Работать в то время было одновременно сложно и интересно. Образно, в тот период коллектив Лялинского ЛПУ можно представить как большой трамвай с дружными пассажирами, в котором ехали все в одном направлении. Кто-то входил, а кто-то выходил, ну, а кто-то ехал до конечной остановки. Конечно, попадались и те, кто случайно сел в этот трамвай и этаких кондуктор выводил на ближайшей станции.
Огромное количество работников поменялась на КС за 3 года что я работал. За это время сменилось 3 начальника ЛПУ. Лялинская КС в этот период была в пути - менялись организационная структура. То присоединили к Нижнетуринскому ЛПУ в качестве промплощадки, то выделили как самостоятельную КС, потом передали в структуру Краснотурьинского УМГ, затем опять вывели как самостоятельную единицу. В этот период было очень интересно работать и даже легко, так как подобрались очень молодые, не зашоренные специалисты. Был минимум бюрократии, бумажной волокиты, разных комиссий и проверок. Кроме того, возглавил КС в то время настоящий высококвалифицированный (несмотря на возраст) «технарь» - Нелень Александр Николаевич. Жаль, что работал он относительно недолго уехал на другую работу. Да я и сам отработал только 3 года. Осенью 1987 года отбыл на другую работу. Несмотря на то, что я попал на работу в Лялинскую КС в самый сложный период её работы, я получил богатейший опыт работы и закалку. До сих пор вспоминаю свою работу на компрессорной станции с большой теплотой.  

Вспоминает Суворов Сергей  
Я устроился на работу в Лялинское ЛПУМГ слесарем КИПиА в июле 1985. Сразу же меня направили на стажировку и обучение к специалистам "Сибгазавтоматика". Они вели монтаж и наладку, а также вели опытно - промышленную эксплуатацию.  Я начал работать вместе с инженером Иваном Изюмовым, который приехал по распределению. Нас обучали: Ковальчук Геннадий, Овчинников Владимир, Сучков Сергей, Игнашин Геннадий или просто "Кузмич".  Возглавлял участок СГА - Кочнев Геннадий Максимыч. Все работники "Сибгазавтоматики" были отличные специалисты и уже через пару месяцев, мы узнали в чем заключается труд газовика. А это была работа самого широкого спектра: от правильной накрутки монтажных проводов в стойке и калибровке датчиков, до правильного чтения схем и правильного толкования алгоритма работы агрегатной автоматики. Приходилось работать и с прессами высокого давления для испытания, делать калибровку манометров и датчиков, работать по ремонту, настройке и калибровке систем аналоговых и цифровых преобразователей, датчиков агрегатной автоматики и др. Интересно, что в те времена, пуски турбоагрегатов, не загруженных в трассу, в целях проверок, настроек аппаратуры и автоматики, порой, даже не согласовывались с ЦДС "Тюментрансгаза", так как это считалось допустимой практикой в период опытно - промышленной эксплуатации. В случае аварийного останова турбоагрегата инженера и слесаря КИПиА обязательно сразу же вызывали в любое время на компрессорную станцию, так как требовалось сразу же определить причины останова и устранить неисправности. В те времена инженеры КИПиА, считались элитой ИТР предприятия, так как при всех недостатках качества строительно - монтажных работ, недостатках и брака поставленных материалов и оборудования, сложных условий эксплуатации, они быстро помогали определять неисправности и устранять их.  От их работы напрямую зависела работа газокомпрессорной службы, ее оперативность и надежность.

В 1985 году в Лялинском ЛПУМГ столовая обслуживала отдельно ИТР и рабочих. Был относительно небольшой зал для руководителей и большой для всех остальных. Это было сделано для более быстрого обслуживания специалистов, так как большинство из них работали в постоянном "дежурном режиме". Кормили отлично в обеих залах, конечно, для руководителей включали в меню более изысканные по тем временам блюда. Стоимость "среднего" обеда колебалась в пределах 80 копеек, шикарный стоил более рубля. Шикарный обед состоял из трех блюд, напитка. Меню примерно такое: салат, борщ, второе блюдо обязательно мясо, рыба или птица с гарниром, напиток - компот, кисель. Запомнилось, что порции были такими, что часто работники порой оставляли недоеденными суп, мясо или котлеты. В среднем я получал в 1985 году как слесарь 5-го разряда 250 рублей до 1986 года, в 1987 году в среднем уже 300 рублей.  
    
В начале июня 1986 года меня вызвал к себе Василий Иванович Чуяков - начальник Лялинского ЛПУМГ и говорит: Сергей, мне сказали, что ты сено косить умеешь? Да, Василий Иванович, умею - у родителей жены есть корова приходится помогать. Это хорошо - ответил Василий Иванович. - Нам надо накосить 11 тонн сена и сдать в совхоз по поручению Нижнетуринского горкома партии. Назначаю тебя старшим и подбери человек 10 бригаду. Согласуем и давайте работать. Техникой, оборудованиями и материалами поможем - список составь.  Итак, через несколько дней бригада начала работать. Так как лето было - то солнце, то дождь, сено трудно было сушить естественным путем на поле, то "рационализаторы" ЛПУМГ придумали способ: освободили один из ангаров ЛЭС, плотники сделали там гигантские "вешела" - деревянный каркас из бруса и досок, на который и накидывали сырое сено. Внизу рядом с вешелами поставили два мощных калорифера и так заготовка сена не стала зависеть от погоды. Сена сдали в совхоз более чем тонну от необходмого.

krsite
shadow
Яндекс.Метрика
Урал. Краеведение
Этот сайт создан для всех, кто интересуется историей Урала и его культурным наследием. Здесь вы найдете много интересных статей, фотографий и видео, а также сможете общаться с людьми, которые разделяют вашу страсть к краеведению. Присоединяйтесь к нашему сообществу и узнавайте больше о нашем удивительном регионе, об истории нашей страны.
Назад к содержимому