ИСТОРИЯ ХРАМА ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНЫХ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ
Церковь Платинопромышленной Анонимной Компании во имя Святых Зосимы и Савватия Соловецких на прииске Екатеринбургском
из книги А.В. Шлемова «...И на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей»:
Церкви и приходы старой Нижнетуринской волости Нижнетуринского района
После 1870 года в Нижнетуринской волости началась широкая разработка платины по бассейнам рек Ис, Выя и Нясьма. Золотые прииски в районе села Новотуринского истощались, а вместе с тем расширялась территория Исовского платинного района. К концу XIX века село Новотуринское, как приисковый центр, окончательно уступило свое место прииску Екатеринбургскому на реке Ис, который был основан в 1887-1891 гг. сыном верхотурского купца, Павлом Александровичем Конюховым. В 1892 году, по самым приблизительным подсчетам, на Исовских приисках работало не менее 4000 тыс. человек из местных и пришлых рабочих. И этот рост постоянного и временного населения, все более и более увеличивался. Это обстоятельство и послужило причиной строительства и открытия на прииске Екатеринбургском новой церкви во имя св. Савватия и Зосимы Соловецких в 1908 году. Предыстория открытия этой церкви довольно интересна.
В середине 1890-х гг. Миссионерский комитет при Екатеринбургской епархии выступил с инициативой создания Походной церкви для распространения православия среди кочующих вогулов, в северной части Верхотурского уезда. Миссионерский комитет настойчиво, просил об этом епархиальное священноначалие, но численность вогул была небольшой - 70-150 человек. Наконец в начале 1897 года от Священного Синода был получен ответ, о согласии на создание особого, походного причта в составе священника и псаломщика, «для удовлетворения церковно-религиозных потребностей жителей северной части Верхотурского уезда Екатеринбургской епархии, проживающих в удаленных от приходских церквей селениях». Что же касается вогулов, то было постановлено, включить в круг обязанностей причта совершение богослужений и треб среди вогулов за особое вознаграждение от Миссионерского комитета. Таким образом, по распоряжению Сената получалось, что Походный храм предназначался, в первую очередь, «вообще» для жителей отдаленных районов уезда, нуждающихся в духовных требах; и лишь во вторую - для вогульского населения.
Походный храм (собственно иконостас, престол и жертвенник) был изготовлен Миссионерским комитетом и сдан весной 1898 года Петру Дмитриевичу Мамину, выпускнику Пермской семинарии, который был назначен священником Походной Казанско-Богородицкой церкви в июне 1897 года. Псаломщиком был определен Константин Цветухин.
В 1898 году, на съезде депутатов духовенства Епархии выяснилось, что Казанско-Богородицкий походный храм находится не на северных окраинах уезда, а на «богатых Нижнетуринских золотоплатиновых приисках», находящихся в ведомстве Нижнетуринской Трехсвятительской церкви. Выяснилось и то, что вогульские жилища слишком малы для постановки Св. Престола и иконостаса, и «использовать храм в вогульских селениях нет никакой возможности». 10 января 1900 года священник Петр Мамин был переведен в с. Шмаковское Ирбитского уезда, а затем был переведен от походной церкви и К. Цветухин.
Тогда местное духовенство, администрация платинопромышленных компаний и частные промышленники смогли добиться разрешения, чтобы при Нижнетуринской церкви, была введена вакансия третьего священника и псаломщика. С 19 января 1900 года такие вакансии при церкви были открыты. Однако и эта мера не решила проблему по причине удаленности приисков от завода. В результате, в 1908 году на прииске Екатеринбургском была воздвигнута силами и средствами Платинопромышленной компании Анонимного Общества однопрестольная деревянная Зосимо-Савватиев- ская церковь.
По воспоминаниям коренных жителей, эта церковь имела, не только очень красивый внешний вид, но была и богато отделана внутри - местная золотопромышленность не скупилась на средства и пожертвования. В приходе к 1915 году насчитывалось 969 человек. Жалование священнику и псаломщику выплачивалось от казны, 300 и 100 рублей соответственно. Кроме этого, администрация Анонимной Компании дополнительно платила пособие 800 рублей в год священнику и 400 рублей псаломщику. Оба они, от Компании обеспечивались «готовой квартирой».
Старостой церкви был избран Александр Константинович Гонибесов, главный бухгалтер Платинопромышленной компании Анонимного Общества - крупнейшей акционерной компании на Исовских приисках. Он оставался в должности до самой революции.
Первыми и единственными служителями, за всю дореволюционную историю церкви, были: священник Александр Матвеевич Ашихмин и псаломщик Степан Георгиевич Коровин. В 1908 году они были перемещены от Трехсвятительской церкви (с 3-их вакансий Трехсвятительской церкви соответственно) к Зосимо-Савватиевской церкви. В 1919 году отец Александр оставил приход и с белыми войсками отошел в Сибирь. Псаломщик Степан Коровин оставался при церкви и в первые годы Советской власти, по крайней мере, до 1920 года.
КОНТАКТЫ ПРИХОДА:
Наименование: РПЦ МПРО ПРИХОД ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНЫХ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ
Юридический и физический адрес: 624238 Свердловская область,
г. Нижняя Тура, п. Ис, ул. Клубная д.81.
тел. (34342) 93-1-13
Староста прихода: Рудаков Иван Гаврилович
БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ:
МПРО ПРИХОДА ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНЫХ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ИНН/КПП 6624005794/662401001,
р/сч 40703810316340102361,
к/сч 30101810500000000674,
Банк: Уральский банк ОАО «Сбербанк России» г. Екатеринбург БИК 046577674
КОНТАКТЫ ЕПАРХИИ
Приёмная правящего архиерея епископаНижнетагильского и СеровскогоИннокентия (3435)42-31-30Канцелярия Нижнетагильской Епархии (3435)42-31-32Первый секретарь Нижнетагильской епархии протоиерейГеннадий Ведерников (3435)42-31-87Благочинный Качканарского благочиния иерей Геннадий Чечулин (34341)2-57-08