Исторический экскурс о Лялинском ЛПУМГ
Лялинское ЛПУМГ. Как всё начиналось
На основании письма № ФГ-1581 от 9 декабря 1982г. Министерства газовой промышленности «О создании ЛПУ МГ», производственное объединение «Тюментрансгаз» приняло решение об организации Лялинского ЛПУ МГ на площадке строительства в п. Старая Ляля Свердловской области, в составе и на балансе объединения «Тюментрансгаз». Летом 1982г. близ поселка Ис в районе бывшего п.Нясьма, на ответвлении газопровода от Краснотурьинского участка началось строительство газокомпрессорной станции.
Строительство газокомпрессорной станции
В 1981-82 годах выполняя решения съезда компартии, коллективы строительных организаций «Главвостоктрубопроводстроя» взяли на себя повышенные социалистические обязательства — построить в 1981 году и ввести в строй действующих участок газопровода «Уренгой - Петровск», протяженностью около 800 километров, в том числе 100 километров сверх плана.
На этом участке трассы, проложенной по территории Свердловской и Пермской областей, Башкирской АССР, Ханты-Мансийского национального округа, строителям приходилось работать в очень сложных условиях, преодолевая труднопроходимые водные преграды, в том числе такие крупные реки, как Белая, Чусовая, Лозьва, Койва, сотни километров заболоченных районов, горные участки Урала.
Но не только проложить газопровод, но и построить на его пути газокомпрессорные станции — такая амбициозная задача стояла тогда перед строителями. Сооружение одного из таких предприятий и было начато и в окрестностях Нижнетуринского района, в районе реки Нясьмы.
Генеральным подрядчиком строительства газокомпрессорной станции являлась специально организованная для этой цели, передвижная механизированная колонна (ПМК) треста «Уралнефтегазстрой».
Руководил организацией Юрий Алексеевич Багаев. На окраине поселка Валерьяновский была организована база ПМК.
Здесь тогда и разместился десяток вагончиков, в которых располагались различные службы организации, магазин, жилищно-бытовые помещения, возведены хозяйственные постройки и другие объекты.
Здесь тогда и разместился десяток вагончиков, в которых располагались различные службы организации, магазин, жилищно-бытовые помещения, возведены хозяйственные постройки и другие объекты.
Строительством газокомпрессорной станции занимались самые различные строительные, специализированные организации из разных районов нашей страны и даже из-за рубежа. Некоторые уже приступили к работе в 1980 году.
Сложные и очень ответственные задачи стояли в то время перед трудовыми коллективами, занятыми на сооружении одного из важнейших объектов газовой промышленности. Серьезность их была обусловлена еще и тем, что определены очень жесткие сроки — в 1981 году должна вступить в действие первая нитка газопровода, а в первом квартале 1982 года необходимо ввести в эксплуатацию первую очередь газокомпрессорной.
«Предприятие, к строительству которого мы приступили, — рассказывал Юрий Алексеевич корреспонденту районной газеты «Вперёд к коммунизму», — будет одной из первых в нашей стране блок-боксовых газокомпрессорных станций. Если сейчас на ГКС турбокомпрессорные двигатели располагаются в машинном зале большого цеха, то на этой станции для каждого агрегата будет отдельный блок-бокс. Отпадет необходимость сооружать огромные цеха, значительно сократится время строительства предприятия.
Наша организация занимается сейчас общестроительными работами. Готовим площадку для объектов ГКС, ведем отсыпку дорог, строим временные здания и сооружения».
Прибыв на место будущего предприятия, строители расчистили территорию, потревожив девственный лес, выкорчевали пни и провели планировку. Чтобы выровнять площадку в отдельных местах необходимо было снять грунт на глубину 2—6 метров. На промплощадке в течение всего светового дня не смолкал шум двигателей – мощные бульдозеры и скреперная техника работали весь световой день. Несколько в стороне от основного комплекса были построены склады, установлено ограждение, сделана отсыпка щебенки на площадку, которая принимала многочисленное оборудование.
А недалеко от существовавшего ранее здесь поселка, бригада плотников из специализированного монтажного управления № 4 возвела целый городок. Ровным строем, образуя улицу, вытянулись вагончики. Здесь проживали сотни людей, которым надо было создать самые необходимые условия для жизни и работы. В городке была своя столовая, баня, котельная, овощехранилище и другие социально-бытовые и производственные помещения. Практически, автономный посёлок, со всей необходимой инфраструктурой. Находился он в 24 километров от ближайшего посёлка Ис. А в 2 километрах от посёлка строителей находилась стройплощадка газокомпрессорной станции.
Передвижная механизированная колонна насчитывала в своих рядах сто тридцать человек. А к концу 1982 года численность работников увеличилась до 600 человек. Коллектив немало поработал на строительстве объектов для новых очередей газокомпрессорной станции, которая стала одним из значимых и крупнейших предприятий Урала и страны. Одновременно решались вопросы строительства жилья и объектов соцкультбыта в поселке Ис.
Технический надзор за ходом строительства компрессорной станции № 13 Лялинская осуществлялся на первом этапе Нижнетуринским ЛПУ МГ. Лялинская КС-13 функционировала на правах цеха при Нижнетуринском ЛПУ МГ до 1984 года.
Репортаж "На трассе" А. Германова газета "Вперед к коммунизму" 23 января 1982 года
Заканчивается селекторное совещание. Главный инженер треста кавычки «Уралнефтегазстрой» кавычки с. Г. Токарь, начальник линейного производственного управления магистральных газопроводов н. В. Горецкого, начальник дирекции строящихся газопроводов в. И. И люков уточняли детали. Один за другим смолкали телефонные звонки. В кабинете стало тихо. Работы на трассе ещё много. Поджимают сроки, сложности вызывает низкая температура воздуха – рассказывает главный инженер треста «Уралнефтегазстрой» Сергей Григорьевич Токарь. Но решать проблемы помогает опыт. Строим газопроводы с 1968 года. Введено в эксплуатацию за это время 5 магистральных трубопроводов. По ним перекачивается севера Тюменской области ежедневно 350 – 330 миллионов кубических метров газа. Наше Министерство взяло встречное обязательство: к концу 11 пятилетки увеличить добычу и транспортировку газа в центральные районы страны в 1,5 раза. А для этого необходимо построить 7 ниток газопроводов. Пропускная способность каждой 30 миллиардов кубометров газа в год. Коротко о строительстве первой нитки магистрали Уренгой – Петровск на территории города Нижняя Тура. Закончены линейные работы: сварочно-монтажные, изоляционно-укладочные. Стадии завершения узел подключения компрессорной станции. Готов продувки и испытанию последний участок.
К концу месяца по магистрали Уренгой – Петровск пойдет газ, 25 миллионов кубических метров в сутки. Со строительством газопровода выйдем на проектную мощность - 90 млн. кубометров в сутки или 30 млрд. в год. Компрессорная станция планируется к вводу в эксплуатацию во втором квартале этого года.
Сделано многое. Быстро, надежно. ...Первые метры магистрали уложены в апреле 1981 года. Начали строительство силами двух бригад: Героя Социалистического Труда И.М. Давыденко и С.С. Фатахова, опытных специалистов, хороших организаторов. Здесь же трудится бригада электросварщиков Героя Социалистического Труда А.Т. Потурнака. Высокого звания он удостоен в ноябре прошлого года за большой вклад в строительство нефтепровода Сургут – Полоцк и газопровода Уренгой – Челябинск.
Хорошо потрудились ребята, - говорит главный инженер специализированного строительства строительного управления монтажных работ Владимир Иванович Горулько. На ее счету 111 км потолочной сварки, не считая узлов, монтаж 3 линейных кранов, узла приема и пуска очистных устройств. Последние монтировала бригада кавалера ордена Ленина Е.Л. Волкова.
Из 111 километров продуты ( очищена внутренняя полость трубы) 13 января - 80. Завершаются остальные.
Закончим работы на этой трассе, перейдем на новую. На очереди и 2 нитка газопровода Уренгой – Новопсков, Уренгой - Ужгород. Кроме этого нам предстоит построить освоить и пустить вторую нитку нефтепровода Сургут - Полоцк (участок Нижняя Тура - Тёплая гора). С вводом в эксплуатацию и в этом году потребители получат по сравнению с прошлым годом более 10 миллионов кубических метров нефти. Ну и, конечно, первостепенное сейчас задача - строительство газокомпрессорной станции Лялинская. Крепкая скальная порода создает большие помехи, затягивает ход строительства. Но в основном закачиваются взрывные работы, идут планировочные. Активнее благоустраивается поселок Октябрьский. Стройными рядами выстроились 63 вагончика. Планируется завести еще около 100.
Человек 800 будет работать на строительстве компрессорной. Рассказывает комендант Г. А. Кухлевская – сейчас в посёлке живёт 40 человек. Сегодня пустили котельную «ожили» наши вагончики. Работают, и неплохо, столовая, магазин. Готовы помещения под красный уголок, бильярдную. Прекрасное овощехранилище, где в достаточном количестве запасено овощей.
Словом, обживаемся, или, как говорят строители, обустраиваемся. Живут строители также в поселках: Старой Ляле, Верх - Ису, Ису. Вот с доставкой их к месту работы нередко возникают проблемы.
Два автобуса на шесть бригад – это, конечно, очень мало. Четыре бригады возим на автомашинах. А когда термометр показывает минус 30 – 35 градусов, говорить о нормальных условиях перевозки людей не приходится, - сетует главный инженер В. И. Горулько.
Мороз к вечеру крепчал. А строители ни на минуту не прекращали работу. Засветло необходимо было уложить переход через реку Лялю. Не всё ладилось, как хотелось, как думалось. Река упорно сопротивлялась мощной технике: Катарпиллерам, бульдозерам. Медленно уходила труба с грузом вглубь реки, рассекая толщу льда.
Завершались работы на узле подключения. Ещё немного, и газопровод будет готов к испытаниям на проходное давление. Мужественный народ трудится на трассе. Нипочём ему холод, трудности. Каждый полон решимости - добросовестно выполнять порученное ему дело. Оно и понятно: стройка государственной важности. Выступая на 26 съезде КПСС Генеральный секретарь ЦK КПСС председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ Брежнев Л.И. Сказал: в качестве задачи первостепенной экономической и политической важности считаю нужным выделить быстрое увеличение добычи Сибирского газа. Месторождения западно-сибирского региона уникальны. Наиболее крупное из них Уренгойское – отличается такими гигантскими запасами, что на протяжении многих лет может обеспечить, как внутренние потребности страны, так и экспорт, в том числе в капиталистические страны. Добыча газа и нефти в Западной Сибири, их транспортировку в европейскую часть страны предстоит сделать важнейшими звеньями энергетической программы одиннадцатой и двенадцатой пятилеток. Понимая важность поставленной задачи большую помощь строителям в сооружении магистрали оказывают эксплуатационники: в продувке, монтаже крановых узлов, подготовки системы к испытаниям. Совместно очищены внутренние полости трубы на 80 км трассы. Возглавлял эти работы начальник линейной эксплуатационной службы А.Т. Бывшев. На узле подключения хорошо потрудилась бригада под руководством заместителя начальника газокомпрессорной станции Е.С. Поздеева. Да и иначе нельзя. Строители, сделав свое дело, уйдут на другие объекты, эксплуатационники останутся здесь полноправными хозяевами. То есть от качества работы строителей будет зависеть и их качество работы в дальнейшем.
Начало эксплуатации
Уже в 1982 году первый цех газопровода Уренгой – Петровск производительностью 90 млн. м.куб. газа в сутки был построен. В том же году сдан в эксплуатацию второй цех газопровода Уренгой – Новопсков.
Ветераны Тюментрансгаза рассказывают такую историческую шутку. На пуске Лялинской КС собралось «казачество»: уполномоченный министра – заместитель гендиректора Укргазпром Р.В.Козак; зам.начальника управления по транспортировке и поставкам газа Мингазпрома (позже гендиректор Мострансгаза) А.Н. Козаченко. Увидев такую компанию, генеральный директор Е.Н.Яковлев, человек с юмором, возьми да пошли туда начальника ОКСа «Тюментрансгаза» - Василия Ивановича Козакова.
«В течение трех лет Лялинская промплощадка относилась к Нижнетуринскому ЛПУ МГ. В «Ляле» работало уже два цеха, а должность начальника Лялинского ЛПУ МГ не давали, – вспоминает Николай Владимирович Зарецков, в то время начальник Нижнетуринского ЛПУ МГ. Расстояние между нами шестьдесят километров. Приходилось часто ездить туда, возить на работу людей. Это усложняло работу».
В те времена многие службы от «эксплуатации» компрессорной станции работали вахтовыми методами, так как дорога была очень плохой и длительной, пролегала по болотистой местности, и даже был участок, который работники прозвали «Долиной смерти». Основным транспортом для перевозки людей были машины «вахтовки» – тяжёлые трёхосные автомобили с будкой для пассажиров. В них часто работникам приходилось ехать стоя из-за нехватки автотранспорта. Дорога на «компрессорную» отнимала порой 1,5 часа утомительной езды по бездорожью.
Большую помощь коллектив Нижнетуринского ЛПУМГ оказывал при строительстве Лялинского ЛПУМГ, и в частности: А. В. Орлов — служба ЭХЗ, А.Т.Бывшев — служба ЛЭС, С.Г.Отраднов — участок КИПиА, В.А.Проскуряков — служба ЭВС, а особенно Е.С.Поздеев, который был откомандирован на Лялинское ЛПУМГ с самого начала строительства и проработал там, пока не запустили первую турбину.
Это была последняя компрессорная станция в газотранспортной системе ПО «Тюментрансгаз»: дальше магистральный газопровод эксплуатировал ПО «Пермьтрансгаз».
Строительство шло в сжатые сроки, - такую задачу ставили и Правительство, и Министерство газовой промышленности и партийные органы. В эти времена строительства, ввода и начала эксплуатации газокомпрессорной станции многие специалисты буквально жили на работе и часто ночевали на ВЖК и даже в производственных помещениях: мастерских, раздевалках, в помещениях КИПовских стоек турбоагрегатов на ГЩУ.
В начале 80-х годов ощущалась острая нехватка кадров и особенно квалифицированных специалистов. Не каждый работник согласится работать в тайге в 24 километрах от ближайшего посёлка Ис или в 50 километрах от ближайшего города Нижняя Тура.
По запросам предприятия ООО «Тюментрансгаз» Министерство газовой промышленности согласовав с Правительством включило в списки распределения институтов и направило специалистов на предприятия газовой промышленности.
В 1982 году в Лялинское ЛПУМГ поступила «первая волна» квалифицированных специалистов по распределению из ВУЗов. Из Севастопольского приборостроительного института: Нелень Александр с супругой Ириной, Спирькин Владимир с супругой Ириной, Фальковский Игорь с супругой Светланой, Швец Владимир. Светлана и Сергей Асекины, Дёмина Ирина приехали из Новосибирского электротехнического института. Из Волгоградского техникума нефти и газа прибыли: Долгополова Светлана, Петрунина Люба, Голикова Ольга. Шайхутдинов Айрат приехал из Семилукского технического училища №24.
Устраивались на работу в ЛПУ и без направления учебных учреждений: сестры Елерджия Мзиури и Мзисадари, Тимофеев Александр, Кондратович Леонид и другие.
В 1983 году в Лялинское ЛПУМГ приехали по распределению из Брянского института транспортного машиностроения Муравьев Валерий, Конопелькин Игорь. Чернкова Марина из Семилукского технического училища №24. Самостоятельно устроились на работу: Ельжасов Николай, Костюков Фёдор, Халапсин Евгений, Сергеев Владимир и др.
В 1984 году в Лялинское ЛПУМГ приехали по окончанию Севастопольского приборостроительного института, молодые спекциалисты: Дроган Алексей, Николаенко Юрий и Елена, Сивоконь Виктор и Наталья (окончила Уральский политехнический институт). Копытова (Агафонова) Анна и Квашук (Небродовская) Ольга прибыли по распределению из Одесского техникума нефтяной и газовой промышленности. Елисеев Сергей закончил Тюменский индустриальный институт. По окончанию Уфимского авиационного института на работу на КС прибыли: Хакимов Самат, Янышев Радик и Мурзинов Алексей.
В 1984 году Приказом №82-а по Нижнетуринскому ЛПУ МГ от 31.07.1984 года компрессорная станция №13 становится самостоятельным филиалом Лялинское ЛПУМГ, одновременно со строительством и сдачей в эксплуатацию 4-го и 5-го цехов начинается строительство жилья и объектов соцкультбыта для работников газокомпрессорной станции.
Начальником Лялинского ЛПУМГ 21.05.1984г. был назначен с Чуяков Василий Иванович, который проработал по 28.11.1986г. Василий Иванович был энергичным и требовательным руководителем, что являлось достоинством в условиях строительства и начала эксплуатации большой газокомпрессорной станции с шестью цехами, газоизмерительной станцией для учета прокачиваемого газа всего ООО «Тюментрансгаз», системами аварийного электропитания, ГРС п.Ис, котельных, КОС, ВОС, скважин, электростанций и других объектов технологической инфраструктуры. Кроме того, на трёх газокомпрессорных промплощадках были установлены турбоагрегаты разных типов. Такой объем и сложность оборудования, требовал высококвалифицированного обслуживания, наладки и эксплуатации.
В 2010 году Нижнетуринское ЛПУМГ и Лялинское ЛПУ МГ объединены в одно с общим названием «Нижнетуринское ЛПУМГ».
Хроника событий:
1981г. – начало строительства Лялинской КС № 13 Нижнетуринского ЛПУ МГ.
1982г. – запущен в эксплуатацию цех № 1 «Уренгой - Петровск» производительностью 90 млн. куб.м газа в сутки.
1983г. – запущен в эксплуатацию цех № 2 «Уренгой- Новопсков».
1983г. – запущен в эксплуатацию цех № 3 «Уренгой - Ужгород».
1984г. – переименование Лялинской КС № 13 в Лялинское ЛПУ МГ.
1984г. – запущен в эксплуатацию цех № 4 «Уренгой-Центр-1».
1985г. – запущен в эксплуатацию цех № 5 «Уренгой центр-2».
1985г. – год принят в эксплуатацию 60-ти квартирный жилой дом, финский жилой комплекс и детский сад «Улыбка», клуб «Факел», жилой дом в базовом поселке Ис, которые были заселены к концу года.
1986г. – запущен в эксплуатацию цех № 6 «Ямбург-Елец».
1988г. – принят в эксплуатацию детский комбинат «Аленка».
1992г. – принят в эксплуатацию 60-ти квартирный жилой дом в п.Ис.
1997г. – принят в эксплуатацию 46-ти квартирный жилой дом в п.Ис.
1997г. – построен физкультурно-оздоровительный комплекс «Газовик», с сауной и бассейном.
2001г. – принят в эксплуатацию 68-ми квартирный жилой дом в п.Ис.
2001г. – произведено асфальтирование дороги от поселка Ис до компрессорной станции.
2007г. – построена спортивная площадка по программе «Газпром детям».
2008г. – переоборудован и сдан теннисный клуб из бывшего магазина. Построена освещенная лыжная трасса на 900м.
2010г. – Лялинское ЛПУМГ вошло в состав Нижнетуринского ЛПУМГ.